Животная книга духоборцев
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Животная книга духоборцев — до 1909 понятие, обозначавшее всю совокупность псалмов духоборов, хранившихся в устной традиции. После издания в 1909 В. Д. Бонч-Бруевичем
записей данных псалмов и других текстов духоборов под таким же
заглавием, именно это издание получило данное название. Крайне редкое,
это издание по сей день является в среде духоборов огромной ценностью и
символом идентификации.Устное бытование
Книгу нашу, — говорят духоборы о «животной книге», — нельзя ни порвать, ни забросить, ни потерять. Она лежит глубоко в сердце человеческом[1].Совместное пение, когда 40 человек и более поют один и тот же текст, иногда составляя сложное многоголосие, которое Л. Сулержицкий назвал «фугой», практиковалось наряду с чтением текстов псалмов сольно.
История
Владимир Бонч-Бруевич (и его жена Вера Величкина), прибыв с четвертым пароходом в Канаду, поселился в селе Михайлово близ Йорктона и «был занят духовной стороной: с помощью Амелеши Каныгина и других почетных старичков посещал села» и записывал ЖКД. Наряду с псалмами, это были также «заговоры от порчи, присухи, колдунов и всевозможных болезней». Записи с поездками по местам расселения проводились им до тех пор, пока новые тексты перестали попадаться. Всего он записал более 1 000 псалмов и других текстов[1]. Псалмы отпечатал книгой, а заговоры, как сообщали сами духоборы,чтобы не показывать темноту духоборцев, выбросил, как ненужный хлам[2].Будучи изданной в России, книга не получила распространения в общине в Канаде. В целом неграмотные и малограмотные общинники пользовалась устным воспроизведением текстов. Наряду с псалмами и стихами статус сакральных текстов здесь имели также письма вождя духоборов Канады, Петра Веригина.
В 1920-е гг. в СССР, с ужесточением антирелигиозной борьбы, сам Бонч-Бруевич столкнулся с обвинениями в пособничестве сектантам, а его книга уничтожалась как властями, так и самими духоборами (которые иногда также закапывали ее) [3]
Особенности
Сборник (первая и единственная такого объема письменная фиксация сакральных текстов духоборов) был составлен и осуществлен специалистом в области русского сектантства, а не представителем традиции. Как Бонч-Бруевич утверждает в предисловии, его попросили об этом духоборы, вывезенные им и единомышленниками в Канаду (соответственно, записи в основном сделаны в 1899), для оставшихся в России единоверцев. При этом в эмигрантской общине отсутствовал ее руководитель Пётр Веригин, в то время пребывающий в ссылке в Обдорске.Сборник фиксирует характерную особенность духоборчества: в свод священных текстов включены ответы на вопросы представителей духовных и светских властей, причем фиксируются имена российских императоров и др., соответствующие времени создания текстов.
Сличение текстов Животной книги духоборцев с текстами Библии проводилось Бонч-Бруевичем бессистемно. Другие виды источниковедческого и текстологического анализа не применялись, хотя в предисловии Бонч-Бруевич наметил такие перспективы исследования, как сличение с текстами молокан и др.
Структура
- Вопросы и ответы
- Псалмы
- Псалмы догматические
- Псалмы о загробной жизни и о будущем суде
- Псалмы обличительные
- Псалмы поучительные
- Псалмы просительные
- Псалмы благодарственные
- Псалмы хвалебные
- Псалмы на евангельские события
- Разные псалмы
- Сны пресвятой Богородицы
- Сказания, наставления, праздники, поминовения и прочее
- Стишки
- Приветствия
Примечания
- ↑ 1 2 Сулержицкий Л. В Америку с духоборами (из записной книжки). Иллюстрировано фотографиями с натуры. Москва, «Посредник», 1905. с. 125-126
- ↑ Рыбин С. Ф. Труд и мирная жизнь. Сан-Франциско, Дело, 1952. с. 38
- ↑ Инникова, Светлана в программе: Россия как цивилизация. Автор Елена Ольшанская. Ведущий Анатолий Стреляный. Духовные христиане на сайте Радио Свобода as of Feb 15, 2008
Ссылки
- Duhobor.ru — Животная книга духоборцев, опыт электронного издания Животная книга духоборцев
- Dukhobors.narod.ru — Животная книга духоборцев, опыт электронного издания (частичное)
Литература
- Бонч-Бруевич В. (составитель) Животная книга духоборцев. Санкт-Петербург, 1909.
- Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в 1-й пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959.
- Абрамова Т. Н. «Животная книга духоборцев» и проблемы народного христианства \\ Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. ст. Ростов-н/Д., 2000. С. 145—153.
- Никитина С. Е. Паронимическая аттракция или народная этимология? \\ Еженедельник «Русский язык». ИД «Первое сентября», N 16, 2001.
Комментариев нет:
Отправить комментарий